Финмониторинг (115-ФЗ). Просто о сложном.

В этой статье затронем, пожалуй, одну из сложнейших тем, с которой сталкиваются наши клиенты – это так называемое противодействие легализации (отмыванию) денежных средств, добытых преступным путем, и финансированию терроризма, сокращенно –ПОД/ФТ или финмониторинг.
Соблюдать требования в этой области обязаны не только банки, но и множество иных организаций: страховые и лизинговые компании, страховые брокеры, микрофинансовые организации и др. Причем несоблюдение закона грозит очень плачевными последствиями, как то гражданская, административная, уголовная ответственность, миллионные штрафы, административное приостановление деятельности, отзыв лицензии.
Правовая основа, регулирующая данный вопрос – это, прежде всего, Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”. Но, помимо закона, теме финмониторинга посвящено огромное количество подзаконных актов, а также писем, издаваемых Росфинмониторингом и ЦБ РФ.
В этих документах множество специфических терминов и отсылочных норм, поэтому при их чтении немудрено запутаться и упустить самое важное. Вот почему мы наглядно описали для Вас то, что необходимо делать в организации, чтобы соблюсти закон 115-ФЗ.
ТРЕБОВАНИЕ ЗАКОНА | ПОЯСНЕНИЕ |
1. Назначить специальных должностных лиц, ответственных за реализацию Правил внутреннего контроля. | Подзаконными актами установлено, в каких организациях должен быть целый отдел по финмониторингу, а в каких – одно лицо, а также какие квалификационные требования предъявляются к должностному лицу и т.д. Должностное лицо назначается приказом руководителя. Должностная инструкция данного работника дополняется обязанностями в сфере ПОД/ФТ. Должностному лицу необходимо пройти специальное обучение и получить свидетельство, периодически повторять обучения, чтобы соответствовать квалификационным требованиям. |
2. Разработать Правила внутреннего контроля. | Правила должны строго соответствовать требованиям, установленным в подзаконных актах. В случае внесения изменений в законодательство Правила необходимо перерабатывать, поэтому все изменения нужно строго отслеживать. С Правилами должны быть ознакомлены работники компании. |
3. Идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя. | Идентифицировать – это значит собрать определенные сведения. Закон и подзаконные акты устанавливает, какие именно сведения необходимо собирать до приема на обслуживание клиента, и при приеме на обслуживание. Сведения собираются путем заполнения анкеты о клиенте. Формы анкет должны быть разработаны специально с учетом требований законодательства по ПОД/ФТ. |
4. Идентифицировать бенефициарных владельцев клиентов – юридических лиц. | Бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.
Необходимо запрашивать у всех клиентов-юридических лиц данные о бенефициарных владельцах, требуя заполнения анкеты на данных лиц. |
5. Пользоваться личным кабинетом на сайте Росфинмониторинга. | В личном кабинете ведется статистика посещений, отправляются и получаются сообщения, скачиваются актуальные Перечни организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. |
6. Проверять каждого клиента, представителя, бенефициарного владельца по Перечню, в случае совпадения срочно направлять сообщение в Росфинмониторинг. | Для данной операции целесообразно использовать электронные системы, применяемые в организации, доработав их с учетом возможности автоматической проверки вносимых сведений о клиентах. Сообщения в Росфинмониторинг направляются через личный кабинет. |
7. Определять по каждому клиенту степень риска и вести досье на каждого клиента, на его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца. | Степень риска определяется с учетом сведений о клиенте – наличия его в Перечне, его должности, страны пребывания, характера сделки, которую он совершает и т.д.
Всю информацию о клиенте (досье) можно вносить в электронную базу с возможностью распечатывания данных. |
8. Выявлять операции, совершаемые клиентами и подлежащие обязательному контролю, документально фиксировать их и сообщать о них срочно в Росфинмониторинг. | Ст. 6 Закона 115-ФЗ определяет, какие именно операции подлежат обязательному контролю. Например, это сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей.
Нужно заполнить специальную форму, зафиксировав операцию, и через личный кабинет направить сведения о ней в Росфинмониторинг. |
9. Выявлять сомнительные операции и документально фиксировать их. | Признаки сомнительных операций указаны в подзаконных актах. При обнаружении таких операций нужно заполнять соответствующую форму. |
10. Применять меры по замораживанию, приостановлению операций, отказу в совершении операции, сообщать об этом в Росфинмониторинг | Блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг – адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.
Приостановление операции производится, если одной из сторон является: юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица; физическое лицо, включенное в Перечень, осуществляющее предусмотренную законом операцию. Отказ в совершении операции производится, если не представлены документы, необходимые для фиксирования информации, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. |
11. Сверять всех клиентов с Перечнем раз в три месяца, о результатах сверки сообщать в Росфинмониторинг | Результаты сверки направлять через личный кабинет Росфинмониторинга. |
12. Не реже раза в год обновлять сведения на клиентов и бенефициарных владельцев | Запрашивать у клиентов анкеты. |
13. Проводить обучение сотрудников. | Составлять приказы на обучение, программы обучения, листы прохождения инструктажа. |
14. Проводить проверки соблюдения Правил внутреннего контроля. | Оформлять отчеты о проверке. |
В таблице приведены основные действия, которые нужно совершать в рамках финмониторинга. В зависимости от сферы деятельности организации установлены отдельные требования.
Напомним, что в нашей компании есть специалисты в сфере ПОД/ФТ с большим опытом работы, готовые проконсультировать, сформировать комплект документов и оказать иную помощь правового характера.